Главным экспортным рынком сбыта российских шин стала Германия
В 2017 году Германия впервые стала крупнейшим покупателем шин российского производства
С конца 2000-х годов экспорт шин из России показывает хорошую динамику. За 2009-2016 годы он увеличился почти в 2,7 раза, с 9,1 до 24,2 миллиона штук, причем больше половины прироста пришлось на два последних года. В 2017 году, в связи с восстановлением внутреннего рынка, экспорт остался примерно на достигнутом уровне.
Однако еще более важные изменения произошли в географии российского экспорта шин: если в 2000-е подавляющая часть их шла в СНГ, то в 2010-е основной объем стал уходить в дальнее зарубежье. При этом в 2017 году крупнейшим покупателем впервые стала страна дальнего зарубежья, и эта страна — Германия.
За 11 месяцев 2017 года Россия экспортировала 21,8 миллиона новых пневматических шин на 1,1 миллиарда долларов. В товарной структуре экспорта в количестве доминируют легковые шины — 82%, на грузовые приходится около 15%, шины для сельхозтехники составляют 3%, на все прочие приходится менее 1%. В стоимостной структуре значение легковых, разумеется, ниже — около 65%, на грузовые приходится 25%, на шины для сельхозтехники — 6%, для промышленной техники — 3%, авиационные — 1%, прочие — 0,5%.
Всего покупателями российских шин числятся 119 стран, а если считать страны с поставками от 500 штук, тогда их будет 87. При этом более чем в 70 стран экспорт в последние два года носит регулярный характер.
Главные импортеры российских шин (использованы данные ФТС России и ITC Trade Map):
1) Германия. 14,8%. 3,224 миллиона штук. Первый раз стала лидером в середине прошлого года, но по всему году уступила Казахстану. В этом году ее первенство бесспорное. В импорте Германии доля России достигла 3%.
2) Казахстан. 11,8%. 2,564 миллиона штук. В 2012-2016 годах был ведущим покупателем. Один из наиболее сократившихся в 2017 году рынков (в рамках ЕАЭС статистика позднее может существенно уточниться в сторону повышения), хотя Россия остается на нем лидером.
3) Финляндия. 6,8%. 1,488 миллиона штук. Стала первой страной дальнего зарубежья, куда был налажен крупный экспорт в новую эпоху. Неудивительно, ведь именно финская Nokian первой из зарубежных шинных компаний организовала производство в России (в Ленинградской области). В 2010-е годы Россия стала главным поставщиком шин в Финляндию, доля составляет примерно 30%.
4) Белоруссия. 6,4%. 1,395 миллиона штук. Как и Казахстан, традиционный для российских поставщиков рынок. В последние несколько лет поставки туда заметно выросли, хотя в начале 2000-х годов они были значительно больше. В импорте Белоруссии Россия доминирует.
5) Швеция. 5,6%. 1,225 миллиона штук. Россия обеспечивает примерно 5% импорта Швеции.
6) Канада. 5,5%. 1,203 миллиона штук. В импорте Канады доля России достигла 4%. Больше только у Китая, США и Японии.
7) Италия. 5,3%. 1,163 миллиона штук. В импорте Италии доля России — 2%.
8) Украина. 5%. 1,091 миллиона штук. В 2000 годы была главным рынком для российских импортеров. Сейчас Россия занимает второе место с долей свыше 10%.
9) США. 4,3%. 929 тысяч штук.
10) Чехия. 3,7%. 818 тысяч штук. Доля России в импорте Чехии — около 5%.
11) Польша. 3,3%. 728 тысяч штук. Доля России в импорте Польши — 4,5%.
12) Франция. 2,3%. 500 тысяч штук.
13) Норвегия. 2,2%. 491 тысяча штук. Для Норвегии Россия — второй по величине поставщик с долей около 15%.
Далее идут следующие страны:
Великобритания — свыше 300 тысяч штук;
Испания, Румыния, Киргизия, Азербайджан, Армения, Болгария — по 250-300 тысяч штук;
Китай, Швейцария, Бельгия, Узбекистан, Сербия, Словакия — по 200-250 тысяч штук;
Молдавия, Бразилия — по 150-200 тысяч штук;
Литва, Греция, Таджикистан — по 100-150 тысяч штук;
Египет, Нидерланды, Венгрия — по 80-100 тысяч штук.
Помимо этого, шины поставлялись в Японию (57 тысяч штук), ЮАР (37 тысяч), Колумбию (25 тысяч), Саудовскую Аравию (11 тысяч) и Австралию (9 тысяч).
- Комментарии