Об отказе автодилеров в гарантии по параллельному импорту.
Многие зарубежные автоконцерны прекратили поставки автомобилей в Россию в связи с санкциями.
Новый закон от 28 июня 2022 г. позволил ввозить машины в страну без разрешения производителей, то есть легализовал параллельный импорт. Команда шинного центра «Запасное колесо» решила выяснить, чем это грозит потребителям и есть ли гарантия на машины по параллельному импорту.
Автодилеры, которые занимаются ввозом автомобилей из других стран, стараются снять с себя ответственность за недостатки товара. Они утверждают, что гарантия не распространяется на такие машины. Дилеры обосновывают это несколькими причинами.
- После ухода из России иностранных производителей дилеры работают с иномарками неофициально. У них нет полномочий проводить гарантийный ремонт от имени производителя. Делать это за свой счёт дилеры не должны, поскольку перестали быть представителями производителя и не отвечают по его обязательствам.
- Машины, купленные в других странах, часто не предназначены для российских условий. Это влияет на функциональность и безопасность эксплуатации транспортного средства. Если производитель изготовил авто для Арабских Эмиратов или Индии, он не рассчитывал на морозные зимы. Термостат мотора из южной страны не сможет поддерживать необходимую температуру в мороз. Его потребуется заменить, иначе новый автомобиль не будет нормально работать.
- Гарантия по параллельному импорту не распространяется на подержанные авто. Сейчас автосалоны продают ввезённые из-за границы машины под видом бывших в употреблении, даже если у них нулевой пробег. В договоре прописывают, что потребитель ознакомился с текущим состоянием товара и претензий не имеет.
Правда ли, что гарантии на ввезенные авто нет?
Закон о защите прав потребителей защищает покупателя авто вне зависимости от страны ввоза товара. Формально производитель по-прежнему обязан поддерживать
гарантийные обязательства. На практике всё не так просто. Автодилеры, которые утверждают, что гарантия по параллельному импорту отсутствует, не во всех случаях обязаны ремонтировать авто.
Есть правила, которые указаны в «Положении о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники». Они предписывают, чтобы изготовитель за свой счёт устранял дефекты машины в течение гарантийного срока. Стандартный срок гарантии составляет 2 года с момента передачи автомобиля покупателю.
В России больше нет официальных представителей иностранных автоконцернов, поэтому за гарантийным ремонтом можно обратиться к официальному дилеру в той стране, из которой перегнали машину. Но чаще всего это неразумно с точки зрения затрат на поездки. Некоторые производители (например, Kia) принципиально отказывают в гарантии на автомобиль по параллельному импорту, если авто стоит на учёте в России. Поскольку компания полностью ушла с российского рынка, привлечь её к ответственности через суд не получится. Даже если суд вынесет решение в пользу потребителя, взыскать с зарубежной компании компенсацию не выйдет — нет механизмов принуждения.
Продавцы нашли несколько решений проблемы.
- Дают собственную гарантию за дополнительную оплату.
- Включают гарантию в стоимость автомобиля.
- Заключают договоры о гарантии со страховыми компаниями, чтобы те покрыли продавцу расходы на гарантийное обслуживание.
Мнения экспертов
Роспотребнадзор разъясняет, что требование автосалонов о дополнительной оплате за гарантию незаконно. При этом поднимать стоимость автомобиля за счёт включения в неё стоимости обслуживания не запрещено. Так что покупатель в любом случае платит заранее.
Закон о защите прав потребителей позволяет предъявить претензии не только производителю машины, но и продавцу или импортёру в течение 2 лет после покупки. Продавец или импортёр несёт ответственность за поломку только в случае, если экспертиза покажет производственный дефект. Продавец должен отремонтировать машину, либо заменить на новую.
Автоюрист Сергей Радько разъясняет: расходы на оплату экспертизы ложатся на автосалон, если выявлен производственный дефект.
Гарантия не распространяется на расходные материалы и повреждения шин. Для ремонта и замены колёс есть мы — шинный центр «Запасное колесо». Мы предлагаем диски и шины любого размера, АКБ, масла, болты и гайки.
- Комментарии